Изображение статьи 'Выход из драматического треугольника с позиции психотерапевтической кинезиологии'

Выход из драматического треугольника с позиции психотерапевтической кинезиологии

Жарова Людмила Семеновна,
преподаватель Института клинической прикладной кинезиологии, г. Санкт-Петербург

Захарова Мария Владимировна,
Магистрант Факультета психологии и философии человека, 1 курс
АНО ВО «Русская христианская гуманитарная академия им. Ф. М. Достоевского»

В статье рассматриваются подходы к решению проблемы созависимых отношений, предлагается системный диалектический принцип решения внутреннего конфликта личности, попавшей в драматический треугольник созависимых отношений, определяются зоны внутреннего конфликта, как потенциальные «точки роста» ограниченной личности с помощью эффективного инструмента мышечного тестирования.

Ключевые слова: созависимые отношения, безопасность, драматический треугольник, мышечное тестирование, внутренний конфликт.

Человек – существо, зависимое от огромного количества условий и обстоятельств, влияющих на его сохранность, развитие, достижение состояния счастья. Безопасность для него — это базовая потребность, которую необходимо обеспечивать постоянно. Для безопасного существования ему необходимо находиться в положительном балансе: сохранять связь с созидательными влияниями и избегать разрушительных. Такое состояние человек может обрести, когда он осознает себя как целостную личность, окружающий мир и единство с ним, имеет свою волю, имеет свои цели, то есть он может ответить на вопросы: КТО Я? ЗАЧЕМ ПРИШЕЛ? Это состояние внутренней безопасности, когда он может принять решение и действовать на благо при любых обстоятельствах. «…Это может быть вспышка на мгновение, это может быть начало новой жизни: жизни гармонии между Богом и человеком, гармонии тварного мира со своим Творцом» [4]. Быть в состоянии внутренней безопасности (духовный ее аспект) – это быть в единстве с собой, в единстве с Творцом. Именно такая безопасность обеспечит и внешнюю (материальный ее аспект).

Однако человеку, живущему в материальном мире, всегда приходится делать выбор между внутренней и внешней безопасностью. Увы, чаще он выбирает погоню за внешней безопасностью: дом, работа, «финансовая подушка», здоровье, отношения… Она понятна, видима, осязаема, доступна, но в то же время она может оказаться ненадежной, мы можем потерять материальное в одночасье, и тогда появляется чувство уязвимости, незащищенности. А это чувство порождает тревогу, страх, сомнение, неуверенность и т. п. Чтобы выжить, человек создает защиту, исходя уже из этой, слабой позиции. Для взаимодействия с окружением он выбирает себе (осознанно или неосознанно) роли, которые ему кажутся пределом его возможностей или удобными, выгодными:

  • Роль Жертвы: отказ от действий, пассивная позиция, перекладывание ответственности на других, поиск покровителя.
  • Роль Агрессора (Преследователя, Насильника): контроль обстоятельств, людей, подчинение, психологическое, физическое насилие.
  • Роль Спасателя («благородная» роль»): спасение, поддержка слабого и угнетенного, стремление изменить обстоятельства, «победа над злом»

В какой бы роли человек ни выступал, он попадает в созависимые отношения, так называемый «ДРАМАТИЧЕСКИЙ треугольник», или «треугольник Карпмана» (концепция американского психиатра С.Карпмана, 1968).

Удивительно, что человек может вступить в такие отношения с внешним кругом («не бывает продавца без покупателя»), и не замечает, что он поступает так и с самим собой, то мучая себя, то спасая себя. Таким образом, из-за чувства незащищенности он попадает в двойной треугольник, перемещаясь бесконечно от одной роли к другой, и эта «ограда» надежно его удерживает. Пребывая в таких ложных, разрушительных отношениях, человек часто и не хочет от них отказываться, надеясь на какой-то счастливый конец истории, желая убедиться в своей «правоте». Когда же его состояние окажется невыносимым, самому ему «вырваться» из замкнутого круга может быть не по силам, особенно когда пройдена «точка невозврата» — критическое снижение духовных, физических сил: духовный кризис, депрессия, тяжелая болезнь, наркотическая зависимость и возможная грядущая гибель.

Рис.1 Драматический треугольник

Для выхода из драматического треугольника с позиций психотерапии предлагаются следующие шаги:

  • прежде всего признаться себе в исполняемой роли;
  • не вести себя согласно схеме, не поддаваться на манипуляции, а останавливать себя;
  • иметь постоянную поддержку в лице специалиста;
  • рассчитывать на длительный процесс (несколько лет) выхода из созависимых отношений.

Сам С. Карпман предложил альтернативу — треугольник сострадания, в котором такие качества как настойчивость, уязвимость (открытость) и находчивость предстают положительными аналогами преследователя, жертвы и спасателя.

Особенностью работы классического психотерапевта с созависимыми клиентами заключается в том, что консультант имеет дело с человеком, который даже не подозревает, что является созависимым и нуждается в терапии. Ведь он считает, что его проблемы являются следствием разрушительного поведения другого человека и решение своих проблем видит в изменении другого человека [2].

Когда созависимый человек обращается за помощью, он чаще всего находится в состоянии кризиса. Психотерапевтический подход предполагает 5 уровней работы с пациентом, длительность разрешения конфликта зависит от его готовности меняться, осознавать.

Первый уровень – информационный. На этом уровне клиенту предоставляется психологическая информация с целью сделать клиента более грамотным.

Второй уровень – уровень оказания помощи при переживании острого кризиса. Созависимые клиенты, как и другие люди часто оказываются в состоянии кризиса, но, как правило переживают его намного острее и склонны к застреванию в кризисном состоянии. Любая неопределенная ситуация, требующая выбора, принятия на себя ответственности за результат и ошибки, является для созависимого кризисной, так как требует изменений в привычном укладе жизни. А такие изменения для созависимого невозможны из-за высокой тревожности и чувства несостоятельности.

Третий уровень – уровень выработки решения в ситуации трудного выбора. Выбор – это прежде всего отказ от какой-то другой возможности. Созависимым клиентам выбор дается нелегко. Ведь их бессознательные потребности заключаются в полном контроле над ситуацией. С одной стороны они очень хотят стабилизировать ситуацию, но при этом находят множество причин, чтобы не брать на себя ответственность.

Четвертый уровень — уровень получения коммуникативных навыков. Здесь основная работа будет заключаться в репетициях, ролевых играх, тренировках, переходящих в область когнитивной психотерапии. На данном этапе могут обсуждаться причины неудач во взаимоотношениях, производиться анализ чувств, переживаемых клиентом, его деструктивных установок и паттернов жизненного сценария. И если клиент не настроен на такую работу, этот этап может длиться достаточно долго, до тех пор, пока клиент не будет удовлетворен полученными навыками и не будет готов к следующему этапу.

Пятый уровень — уровень психотерапевтической глубины, который содержит в себе самые большие возможности.

Работа психолога с созависимым клиентом зависит от уровня, на котором клиент готов работать, а также от степени ответственности за разрешение проблемы, степени глубины причин, создающих условия для развития созависимости.

Психотерапевт должен быть очень осторожен в работе, не спешить, ожидая готовности пациента измениться. По этой причине можно годами находиться на одном уровне работы, так как сам страждущий не идет дальше, является сам себе саботажником, мазохистом. Таким образом, процесс исцеления зачастую может не иметь завершения.

Весьма зыбкой почвой является также расчет на себя самого. Человек, находящийся в постоянном неразрешимом конфликте, страдающий, имеет немного ресурсов, чтобы в корне изменить стратегию и следовать ей, даже если будет управление извне с помощью специалиста. Да и время дорого!

Есть ли возможность предпринять что – то еще для освобождения от созависимости?

Когда мы встречаемся со сложным вопросом, на который трудно найти ответ, надежным решением будет обращение к универсальным законам.Таковыми являются законы диалектики.

Основа диалектического подхода к познанию мира:

  • единство материального и духовного;
  • непрерывность и бесконечность развития;
  • наличие внутреннего конфликта как источника движения.

Проблема безопасности и созависимых отношений, изложенная выше, как раз и подлежит анализу по такому принципу для поиска оптимального решения.

Очевидны упущения в развитии личности, приведшие к таким отношениям:

  • потеря единства материального и духовного в жизни личности вследствие доминирования внешней безопасности (материальный аспект);
  • попадание в «треугольник» как замкнутый круг, тупик без выхода;
  • отказ признать свой внутренний конфликт, каковым является выбор для себя фальшивой роли и согласие с ней.

По сути, человек ограничил свою личность, что является образцом метафизического пути познания себя и мира, так называемого клипового мышления, и тем самым обрек себя на разрушение.

Третий закон диалектики о единстве и борьбе противоположностей подсказывает нам о существовании полярностей как основы мироздания. Значит, если существует «треугольник», ведущий к опасности и разрушению, тогда существует и «треугольник», ведущий к спасению, безопасности и созиданию. Если существует ограниченное, клиповое мышление, значит, существует неограниченное, свободное, понятийное мышление. Потому, прежде всего размышляя (а в переводе с латинского языка «диалектика» и значит искусство вести рассуждение), нужно построить путь, ведущий в систему отношений созидания. Просто «вырваться» из замкнутого круга в никуда недостаточное решение, чреватое попаданием в другие зависимости.

Христианское учение о человеке, как методологическая основа православной психологии и психотерапии, рассматривает человека как:

  1. Сотворенного Богом по Своему Образу и призванного стать Ему Подобным;
  2. Падшее искаженное существо потерявшее свое совершенство и целостность в результате грехопадения;
  3. Свободное существо – главное свойство Образа Божьего в человеке – его свобода жизнетворчества;
  4. Тримерию тела – души – духа.

Русский религиозный философ Хомяков показал, что славянский корень слова «свобода» имеет смысл «быть самим собой». В переводе с санскрита, как отмечает А.Сурожский, глагольная форма корня слова «свобода» — значит «любить», «быть любимым», а как существительное значит «моя любовь», «мой возлюбленный»[7].

Самая могущественная созидательная сила – это Слово Божие, наполненное Любовью. Это заповеди, следуя которым человеку возможно строить свою счастливую жизнь. Первая и наибольшая из них: «Возлюби Господа всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мф.22:37 — 40). Помимо любви к Богу, второй основной заповедью, на которой держится Завет с Богом, является подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк.12:29 — 31). Идея С.Карпмана побудила искать противоположное, за что великая ему признательность! И вот он, созидательный треугольник! Дерзновенно можно его назвать треугольником Божественной Любви: Любовь к Господу, Любовь к себе, Любовь к ближнему. Это ведь и есть состояние безопасности, доверия, развития, счастья! Сохранять это состояние можно только через осознанность, осмысленность и ответственность за свою жизнь. В этом направлении спасительно двигаться, иначе «от Бога отстал, к сатане пристал». НЕТ спасительного промежутка!

Рис.2 Треугольник Божественной любви.

В райском саду в Любви и Безопасности, первый человек имел роскошь Богообщения, возможность познавать окружающий мир, получать знания от самого Творца. Когда же настала пора человеку узнать о существовании зла как отпадения от Бога, Отец Небесный для духовного роста Адама, его взросления дал ему новое знание о мире: про добро и зло, про жизнь и смерть. Адам находился в состоянии ограниченного сознания, не имел опыта встречи со злом. Столкнувшись с неведомыми словами, естественным шагом было бы ему признать свое незнание и спросить у Творца что такое зло, смерть, чтобы стать более зрелым, знающим. Однако этого шага не последовало, то есть не было проявлено человеком ответственности за незнание и не наступило состояние осознанности.

Что послужило причиной его легкомысленного отношения к новому правилу, данному Творцом? Возможно, та же ограниченность сознания, когда следующий объем информации не вмещается в него, и эти сведения остаются «за бортом», не подвергаются анализу… С новым, услышанным, но непонятым знанием человека стало возможным легко ввести в сомнение, замешательство, «помрачить ум», поселить ложные смыслы, что и сделал сатана. Таким образом, ограниченность сознания человека можно рассматривать и как «точку роста» при сохранении связи с Творцом, следовании Его заповеди, и как слабое звено, которым можно воспользоваться, чтобы пленить ум человека и нарушить его способность к рассуждению, повредить связь человека с Творцом. Вот Адам и стал жертвой собственного легкомыслия и безответственности и жертвой коварного замысла врага.

Шанс вернуть себе свободу и безопасность предоставлялся Адаму несколько раз, и самый решающий момент был в виде первой исповеди: Адаму нужно было признать свое деяние, ответить: «Да, я ел плод». То есть возвращение под Божественный покров был возможен через осознанность, ответственность и даже ввиду уже совершенного деяния через покаяние, чего опять не произошло с человеком. Тогда уровень «точки роста» от менее совершенному к более совершенному понизился до уровня от зла к добру. На этом пути человек еще больше нуждается в помощи Творца и Небесных сил и в исцелении ума и души.

Нездоровые чувства (сомнения, страхи, страсти) приводят к рассеянию ума, к нечистоте души, потере способности здраво мыслить, рассуждать. Очевидно, что духовная работа должна начинаться с восстановления нарушенного эмоционального равновесия. «Отработанные» события уходят в прошлое, что будет увеличивать емкость «оперативной памяти сознания и подсознания». Этот процесс в свою очередь позволит вместить лучшие мысли, решения, сделать выбор на благо.

Если взять, к примеру, историю «спасателя», который с добрыми намерениями участвует в жизни слабого. Он вдохновенно, бесконечно ему помогает, «вписывается» вместо него в его дела, и, получается, «спасатель» грешит, вредит слабому, так как развращает его в его бездействии (грех человекоугодия), не позволяет ему выйти из роли жертвы. В конечном счете, «спасатель», взяв ответственность за жизнь другого и снизив ответственность за свою жизнь, вредит и себе избытком своей доброты, отделяя себя от дел своей жизни, переутомляя себя, делая себя собственным «насильником» и «жертвой». Вот еще одно свидетельство последствий нарушения первого закона диалектики о переходе количественных изменений в качественные. Как говорится, «все есть яд, дело в дозе». Пользы нет никому, кроме сатаны.

Эта история, как и другие, завершится счастливо, когда каждый в этих отношениях разрешит себе проявить Любовь к Творцу, Любовь к себе, Любовь к ближнему. Великие слова о Любви, как ее распознать, как ее проявить звучат в тринадцатой главе I послания апостола Павла коринфянам. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносит, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». (1 послание, гл.13, ст.4-7). Человеку нужно осознавать и изменять свои заблуждения на созидательные мысли, чтобы прийти к принятию и следованию Истине. Важными будут для каждого следующие выводы:

«У меня есть право брать и нести ответственность за свою жизнь, здоровье, счастье»

«У меня нет права брать и нести ответственность за чужую жизнь, болезнь, несчастье».

Рис.3 Взаимосвязь драматического треугольника и треугольника Божественной любви

Чтобы распутать «эмоциональный клубок» и привести человека к эмоциональному равновесию и способности рассуждать и действовать на благо, нужен тонкий и точный инструмент.

Такую бережную, последовательную и завершенную работу позволяет сделать методика работы с эмоциями, убеждениями, когда используется мышечный тест как инструмент, точно передающий природу повреждения. Поведение мышцы в стрессе и по выходу из него можно описать словами из Псалма 36, стих 17: «ибо сокрушатся мышцы грешников, а праведников подкрепляет Господь» [1].

Психотерапевтическая кинезиология, «отечественный, адаптированный к формату психотерапии и психологического консультирования подход. Он представлен в Профессиональной психотерапевтической лиге России с 2004 года. Этот метод соответствует современным требованиям, предъявляемым к психотерапии, включающим в себя телесно-ориентированный, когнитивный, психодинамический и другие компоненты. Процедура мануального мышечного теста (ММТ) основана на законах динамической анатомии, нейрофизиологии мышечного сокращения, теории функциональных связей, объективизирована с высокой степенью достоверности [6]. ММТ как элемент телесно – ориентированной терапии применим к диагностике любого этапа работы с пациентом.

Практическая значимость работы кинезиолога высока, так как она реализуется на следующих принципах:

  1. Строгая последовательность действий по протоколу коррекции.
  2. Выбор приоритетного на данный момент запроса, связанного с зоной внутреннего конфликта («точка роста»).
  3. Работа в возрасте возникновения причины данного конфликта.
  4. Обнаружение подсознательных переживаний с помощью таблиц, схем.
  5. Коррекция нарушенного вегетативного, меридианного, эмоционального, структурного, химического баланса.
  6. Помощь в формировании позитивного выбора ввиду дополнительного освободившегося ресурса нормативной части личности.
  7. Закрепление достигнутого позитивного состояния на уровне тела и разума.

Такой подход стал возможным на основе обратной биологической связи в виде оценки мышечного тонуса и под контролем системы адаптации пациента. Он позволяет быстро, экологично и безопасно выполнить триединую задачу психолога в одном сеансе: осознание, отреагирование, позитивный выбор. Это значит, что завершается конфликт, длящийся порою несколько поколений.

Ценность метода состоит также в том, что ввиду универсальности мышечного теста его можно сочетать с другими направлениями в медицине для уточнения ситуации на этапе диагностики, подбора коррекционных средств, контроля за процессом лечения, динамического наблюдения изменений. Динамика изменений в процессе кинезиологической коррекции подтверждается методами VRT- диагностики, с помощью АПК «Омега — М».

Обновление, преображение человека, когда он обретает себя, свой путь сродни чуду. Но и этому состоянию есть удивительное объяснение в «Проповеди о чудесах» митрополита Антония Сурожского: «…Чудо – момент, когда восстанавливается гармония, нарушенная человеческим грехом. Это может быть вспышка на мгновение, это может быть начало новой жизни: жизни гармонии между Богом и человеком, гармонии тварного мира со своим Творцом. В чуде восстанавливается то, что должно быть всегда: чудо не означает нечто неслыханное, неестественное, противное природе вещей, но наоборот, такое мгновение, когда Бог вступает в Свое творение и бывает принят им. И когда Он принят, Он может действовать в Своем творении свободно, державно»[4, с.1003].

Литература

  1. Библия. Российское библейское общество, М.:2011- 1371с.
  2. Емельянова Е. В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. – Санкт-Петербург: Речь, 2022. -320с.
  3. Карпман Стивен Б. Жизнь, свободная от игр. М.: Метанойя, 2016.- 342с.
  4. Митрополит Сурожский Антоний. Труды. М.:Практика, 2002.- 1080с.
  5. Соловьева И. А. Работа с зависимостью и созависимостью: теория и практика. – М.:Институт консультирования и системных решений, 2020. – 396с.
  6. Чобану И.К. Основы психотерапевтической кинезиологии: руководство. М.:2020.-362с.
  7. Шеховцова Л. Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии. Общество православных психологов Санкт-Петербурга. СПб. 2009.-342с.